12.11.2019 Птицы

Думают ли животные? память и обучение

Из птиц легче всего обучаются попугаи, вороны, галки, но кое-чему можно научить и кур. Методами пищевой дрессировки удалось установить, что они отличают круг от квадрата и треугольника, могут определить, какой предмет больше, а какой меньше. Их нетрудно обучить нажимать клювом рычаг, выдающий пищу, а затем бежать к кормушке. Если кормушку с пищей пометить черными полосами или пятнами, то они отличают ее от однотонной пустой кормушки. Куры различают цвета. Проводили такой опыт: зерна окрашивали в серый, зеленый и красный цвета и затем красные зерна прочно приклеивали. Вначале куры пытались клевать все зерна подряд, а затем выбирали только серые и зеленые, не трогая красных, хотя их потом не приклеивали.


Попугаев, ворон, галок удается научить даже считать — правда, не более чем до десяти. Счету не могли пока научить, кроме птиц, никаких других животных.

Попугаи


Ворону удавалось выдрессировать так, чтобы из кучек, содержащих много зерен, она съедала всегда определенное количество — 1, 2, 3,4 или 5 штук. Ставили рядом коробки, в которые клали по одному или по два зерна. Ворона открывала коробочки до тех пор, пока не съедала положенного количества зерен.

Молодые вороны, которые строят гнездо первый раз в жизни, не знают, какой материал для этого годится. Сначала они хватают совершенно неподходящие по форме и размеру палки, но быстро выучиваются подбирать такие, которые вполне пригодны для постройки. Галка вначале также пытается использовать для гнезда самые разнообразные предметы, но у нее быстро вырабатывается отрицательная условная реакция на все, что не годится для этой цели: слишком гладкие предметы, куски стекла и т.д.


Галка научилась открывать черные коробочки, пока не находила в них двух зерен, зеленые — трех зерен, красные — четырех и белые — пяти.


Попугая приучили при двух ударах колокола съедать две вишни, а при трех — три. Попугаи различают все семь цветов спектра, и с ними можно провести много интересных опытов.


Подражание у птиц — одна из самых распространенных форм поведения. Например, самцы уток во время брачных игр, поглощенные действиями друг друга, будто забыв о самках, выделывают все вместе одни и те же пируэты, ныряют и бьют крыльями так, что вода кипит. Флоридские сойки, строящие гнездо, не в силах устоять, если над ними с криком проносится стая товарищей: они тут же взлетают, присоединяя свои голоса к общему хору, и лишь после этого возвращаются к прерванным занятиям. Синица, заметив, как щеглы «обрабатывают» семена репейника, пробует в точности повторить все их движения. Вороны легко копируют поведение чаек, когда пытаются достать из воды лакомый кусочек. А о попугаях и говорить нечего. Их попугайничанье всем хорошо известно.


Так же много занимались изучением способностей млекопитающих. Больше всего ученые и дрессировщики работали с крысами и мышами.


Ученые исследовали способность крыс ориентироваться в лабиринте. В конце запутанного лабиринта с тупиками ставили вкусную пищу. Руководствуясь зрением, чутьем, осязанием, крысы путем проб и ошибок в конце концов находили дорогу и, изучив ее, в дальнейшем уже почти не ошибались. Опыты показали, что крысы находят дорогу даже в том случае, если лабиринт наполовину заполнен водой.


Нетрудно облучать лошадей. Любая лошадь скоро обучается понимать по словам возницы, когда ей надо остановиться или бежать вперед. Управлять ходом лошади можно и вожжами. При верховой езде всадник нажимает ногой на тот или иной бок лошади и заставляет ее переменить аллюр или ускорить бег. Лошадей можно дрессировать на различную форму предметов — круг, овал, квадрат, треугольник А вот как они различают цвета, до сих пор окончательно не установлено; по мнению одних исследователей, они различают все цвета спектра, лишь иногда путая красный с фиолетовым, по мнению других, лошади, как и большинство млекопитающих, — дальтоники.


Прекрасно обучаются собаки. Одни из них сторожат дом и ловят преступников, другие помогают человеку на охоте, третьи — показывают различные фокусы. В поступках собак надо различать условные рефлексы, ставшие безусловными, и условные рефлексы в чистом виде. Если ближайшие предки легавой собаки охотились, то их потомков не надо обучать ни стойке, ни правильному поиску — «челноком». Но тем не менее их последующее обучение — натаска — имеет исключительно большое значение. Пойнтера и сеттера охотнику надо научить послушанию, научить не поднимать на крыло птицу без приказания, не бросаться за ней после взлета и многим другим премудростям.


Исключительной понятливостью отличаются дельфины, они обучаются значительно легче, чем собаки. Обычно для них достаточно двух-трех «показов». Дельфины осторожно берут рыбу с тарелочки, ловят ее на лету и берут из рук дрессировщика, прыгая на высоту более четырех метров. Они подают брошенные в воду вещи, прыгают сквозь объятый пламенем обруч, играют в баскетбол и водное поло, с большой точностью забрасывая мячи.

Дельфины в дельфинарии


Большинству диких животных обучаться не надо. По мере роста они самостоятельно постигают, как лучше спасаться от врагов и как добывать пропитание. Однако некоторых молодых птиц и зверей кое-чему должны научить родители.


Ласточки, стрижи первое время приносят насекомых птенцам, уже вылетевшим из гнезда. Но вскоре они перестают передавать пищу птенцам — подлетев к ним, выпускают ее из клюва. Вначале птенцы часто промахиваются, но затем приучаются ловить на лету живых насекомых.


Чомга, поймав рыбу, приносит ее птенцам живой и выпускает в воду. Если птенцы не бросаются за рыбой вдогонку, она вновь ловит ее и снова выпускает. И так чомга поступает до тех пор, пока птенцы не научатся сами ловить рыбу.


Точно так же поступают волки и лисицы. Когда молодежь повзрослеет и уже выберется из норы на волю, родители начнут приносить им полуживую добычу — куропатку со сломанным крылом или помятого зайчонка — и показывать, как их надо ловить.


Как ни странно, некоторые водные млекопитающие —морские котики, каланы — рождаются не умеющими плавать. Много времени и терпения приходится затратить матери, чтобы научить малышей держаться на поверхности, нырять и добывать пищу в воде.


Медвежата проходят под руководством матери целите школу. Она показывает им, какие корешки съедобны и как их выкапывать, где искать различные ягоды, как добыть из полусгнившего пня личинок, как поймать рыбу, и учит многим охотничьим премудростям. В «школе» медвежата постигают, что надо избегать змей и колючих ежей, не связываться с волками и собаками и держаться подальше от человека.

Коллективной охоте гиеновые собаки, львы, волки учатся, принимая в облавах сперва пассивное участие, наблюдая за приемами взрослых, а скоро и сами становятся полноправными членами охотничьего коллектива.


Контакт между матерью и детьми имеет большое значение для развития некоторых животных.


Был проведен такой опыт. Большую группу новорожденных обезьян отняли от матери и выкормили молоком из бутылочки с соской. Когда искусственно выкормленные обезьяны выросли, они на первый взгляд казались такими же, как их собратья. Однако дальнейшее наблюдение за питомцами показало, что их поведение резко отличается от поведения воспитанных мамой-обезьяной. Они не играли со своими свсрстниками, ни к чему не проявляли интереса и большую часть времени сидели, безучастно глядя в пространство. Как правило, они не обзаводились потомством, а если и заводили детей, то обращались с ними плохо и малышей приходилось отбирать.


Очень способные ученики — обезьяны, особенно шимпанзе. Однако на их обучение приходится затрачивать больше времени, чем на обучение дельфинов. Они с трудам сосредотачиваются, легко отвлекаются и нетерпеливы, если приходится преодолевать какие-нибудь затруднения. Их можно обучить сидеть за столом, пользоваться ложкой, вилкой, ножом, подвязывать во время еды салфетку, гасить свет, уходя из комнаты. Шимпанзе ездят на велосипеде, открывают задвижки и замки, расстегивают и застегивают пряжки. Они хорошо различают форму предметов, все цвета спектра и многие оттенки. Для человекообразных обезьян характерна исследовательская деятельность — им все надо потрогать, пощупать, разобрать на части. Они запоминают много слов и выполняют простые приказания: «принеси чашку», «возьми ключ», «поиграй с мячикам»,«дай руку». Некоторые шимпанзе выполняют свыше 50 словесных приказаний, но сами не могут произнести сознательно ни одного слова.


Иногда детенышей воспитывают приемные родители. Если это животные одного и того же вида, то приемыши получают необходимые жизненные навыки. Так же, как настоящие родители, учат чужих детей волки, куропатки и домашние куры. Но если это животные различных видов, то, конечно, уроки приемных родителей не пойдут впрок. Курица не научит ничему путному утят, кошка — бельчат, а волки — человеческого детеныша. Бывает и так, что приемыши не обращают никакого внимания на своих сородичей и всю свою привязанность переносят на воспитателя. Один ученый вырастил галчонка. Став взрослой, птица безразлично относилась к другим галкам, а воспитателя пыталась накормить гусеницами.


Многие поступки у животных заложены от рождения. Новорожденный зайчонок, оставленный матерью, сумеет искусно спрятаться, а затем найти подходящую пищу. Кукушонок, выращенный в чужом гнезде, будет вести себя в дальнейшем как взрослая кукушка и даже полетит зимовать в те же края, где проводят зиму родители. Цыплята австралийских сорных кур, оставленные отцом, как только они вылупятся из яйца, не погибают и самостоятельно находят дорогу в жизнь. А через год будут строить точно такие же гнезда-инкубаторы, как их отец.

Автор: admin
Просмотров: 107

Другие статьи из этой же рубрики

Общие сведения о птицах
Общие сведения о птицах
Птицы - высокоорганизованные позвоночные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Имеют постоянную температуру тела, которая обеспечивается интенсивным обменом веществ. Птицы обладают сложным инстинктивным поведением. Известно около 9000 видов птиц.
Поползень
Поползень
Обыкновенный поползень занимателен целым рядом своих повадок и свойств. Он вполне заслуживает титула <короля древесных="" стволов="" и="" толстых="" ветвей=""> , по которым лазает вверх и вниз (причем вниз головой!) с поразительной проворностью, недоступной, например, дятлам или пищухам.
Клест
Клест
Люди называют клеста-еловика попугаем хвойных лесов. Доля правды в этом есть. На деревьях он ведет себя очень ловко: повисает головой вниз, держась за шишку, иногда откусывает ее и уносит на другое дерево, не вытаскивая семян. Клестеловик летает быстро, волнообразно, издавая при этом призыв <кип, кип>.

Комментарии

-Комментариев нет-

Добавить комментарий


Последние комментарии

Поиск по сайту